Россия не музыкальная страна - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 7
  • 1
  • 2
  • 3
  • 6
  • 7
  • »
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Россия не музыкальная страна
Россия не музыкальная страна
grafinokДата: Воскресенье, 27 Февраля 11, 15:00 | Сообщение # 1
Группа: Пользователи
Сообщений: 10
Статус: Offline
Осмелюсь скопировать сюда пост из собственного жж. Хотя речь идет не только о классической музыке, думаю, такая тема кому-то может показаться интересной. Оригинал здесь: http://grafinok.livejournal.com/95388.html

Россия это не музыкальная страна. Этот тезис давно меня занимает, но только сейчас наконец удалось его развернуто сформулировать, вслед за постом viktorianecа с цитатой из интервью с дирижером Метцмахером. (http://www.classica.fm/2009/11/16/ingo-metzmacher-3/)

Как справедливо отмечено, в России музыка не является основной или системообразующей частью культуры (это место занимает словесность), а является скорее чем-то дополнительным, необязательным и даже элитарным. Нельзя сказать, что это само по себе плохо - ну, такая культура, бывают и обратные случаи, невозможно все и сразу охватить. Но для людей, считающих себя меломанами, к которым и я себя причисляю, такое положение вещей все же создает некоторые неудобства, а кроме того, является источником постоянного искреннего недоумения. Особенно учитывая то, какой вклад Россия внесла в музыкальное наследие мира. На мой взгляд, русская музыка занимает твердое второе место после музыки немецкоязычных народов, которые опережают всех на 10 голов - русский музыкальный рывок XIX-XX веков переплюнул и ослабевшую на таланты Италию и вечно догоняющую Францию.

Тем не менее, все это наследие, по большому счету, мало кому нужно. Концертные залы полупусты. Все хорошие исполнители уехали на запад и все разборчивые ценители слушают дома CD? Не думаю. Как в 12-миллионной Москве не собирается ныне закрытый Большой зал Консерватории - этого я не понимаю. И дело здесь не в банальных рассуждениях о "массовых вкусах" и о том, что "искусство никому не нужно". Нужно, на довольно средние выставки, идущие месяцами, все эти месяцы стоят очереди в весь Пушкинский музей. В театр не попасть. В книжных не протолкнуться. Скажете, это у меня круг общения такой - но как раз и в нем-то далеко не все слышали фамилию Малера. Дело именно в том, о чем я сказал - музыка не является чем-то обязательным для культурного человека. Чтобы прослыть интеллектуалом, достаточно любить King Crimson, а параллелью к Булгакову в "мыслящей среде" считается АукцЫон, а не Прокофьев (если я вдруг кого-то обидел, не обижайтесь, я сам люблю King Crimson и АукцЫон и, более того, пишу о них в следующем абзаце; я просто констатирую довольно очевидный факт). Таково положение вещей. Знать концерты Рахманинова - не более чем "бонусное" эстетство, а не знать - нормально, совсем не то, что никогда не читать Достоевского.

Но дело не только в т.н. классической музыке, которая, конечно, по определению обладает некоторой элитарностью, хотя в некоторых странах эта планка гораздо более занижена. Любой любитель любой музыки готов с удовольствием от чувства собственного превосходства порассуждать о том, какая дрянь звучит везде вокруг, и какую стильную музыку любит он сам, будь то любые виды джаза, классического, прогрессивного, "новой волны" и любого другого рока, блюза, фанка, кантри, авангарда, индастриала, недискотечной электроники, боссановы, музыки индейцев араукана или индонезийского гамелана, т.е. любой музыки с достаточно важной и своеобразной инструментальной составляющей. И тут мы подходим к важной поправке, которая одновременно и несколько реабилитирует русскую музыкальную культуру и дает объяснение ее слабых мест.

Россия - это страна песенной культуры. Как же я забыл о русской песне? Я не забыл. Хотя... когда мы с моей молодою женой были в свадебном путешествии в Греции, там была огромная веселая компания латышей. Однажды они сидели кружком и весь вечер пели свои латышские песни, спели, наверное, несколько десятков. Я тогда подумал: вот у нас какое, казалось бы, необозримое количество прекрасных песен, а между тем, наверное, и у любого малочисленного народа их сотни и тысячи, и всего в мире просто не счесть... Но все же мне кажется, что русская песенная культура среди самых, что ли, богатых и талантливых в мире. Казацкие песни, песни времен войны, песни из советских мультфильмов, да любой пласт, хоть песни Виктора Цоя, которые тоже на самом деле хороши, хоть некоторые песни современных эстрадных композиторов (я в них не разбираюсь, но с чисто песенной стороны очевидно есть некоторая связь с общей русской мелодичной традицией; про чудовищные аранжировки и общую пошлость того, как это преподносится, сейчас речи не идет) - все это, скажем так, приносит определенные очки и подтверждает, что песенная культура в России действительно есть, и она многогранна. Но, и я думаю меня многие поймут, для тех самых неугомонных людей, считающих себя меломанами, песни недостаточно, и песни они, в чистом виде, не очень любят, потому что песня сама по себе - это всего лишь одноголосая мелодия, исполненная одним инстурментом (т.е. голосом, многоголосые песни гораздо более редки и, на мой взгляд, гораздо более прекрасны, как вот этот пример. Меломаны любят инструментальную музыку. Сочетания звуков. Нестандартные структуры (не просто куплет-припев). Вокальную музыку они тоже любят, но у вокала там совсем другая роль. А песни - либо уж очень настроенческие, либо меломански аранжированные (и вот здесь я снова приветствую любителей King Crimson и АукцЫона).

Вывод такой: Россия - страна ярко выраженной песенной культуры, песен у нас через край, их все знают, любят и поют. Поэтому можно сделать поправку: Россия не абсолютно немузыкальная страна, а страна неинструментальной музыки. Что, повторюсь, для меломана практически равнозначно немузыкальности в целом. Почему так сложилось? Я не знаю. Но могу сделать предположение: возможно, корни всего этого очень глубоко. Как известно, в восточном христианстве с ранних веков в богослужении использовалось только хоровое пение, тогда как на западе допускалось использование инструментов, и с эпохи позднего Возрождения духовные сочинения а капелла практически перестали сочиняться. Таким образом, там сформировался огромный слой музыкантов-инструменталистов и культура исполнительства "из низов", которая в России появилась только с заимствованием музыки западного образца, изначально ставшей доступной очень ограниченному кругу людей, из чего и вырос тот огромный провал в массовом знакомстве с классической музыкой, который существует у нас до сих пор. В России же ведущей всегда была певческая составляющая, которая и выросла в такой расцвет песенной культуры, роль инструментального исполнительства в которой сводилась только к аккомпанементу.

Влияет ли такое положение вещей на ту немузыкальность, с которой нам, снобствующим меломанам, приходится сталкиваться? На мой взгляд, к сожалению, да. Потому что следствием склонности людей к просто песням в условиях современности стала такая ситуация, что все более-менее заметное пространство занимает музыка, в которой практически нету музыки, т.е. есть только некое условное инструментальное сопровождение. Эта музыка бывает разных жанров - и эстрадная поп-музыка всех видов, и "шансон", и худшие образцы русского рока ("под гитару за жизнь"), и современный псевдорок, типа Земфиры, это все - все та же песня под аккомпанемент, только уже гораздо хуже и скучнее, чем ее лучшие образцы. Как справедливо заметил в одном интервью Леня Федоров (человек с прекрасным музыкальным вкусом), это музыка прошлого века, в худшем смысле. А как только в музыке появляется чуть больше инструментов и фантазии, перед ней сразу вырастает стена. Уже несуществующая группа Tequilajazzz так и осталась клубной, хотя (точнее, именно потому что) музыки у нее было в разы больше, чем у каких-нибудь "Би-2", про "Вежливый отказ", о котором я вообще узнал совершенно случайно, даже говорить странно. А все потому, что люди сочиняют и играют музыку, а не просто поют песни.

К классической музыке это относится в еще большей степени, потому что в ней, разумеется, все еще сложнее, инструментальнее и разнообразнее. Это вообще самая "неудобная" музыка, практически непереваримая для песенного сознания. К ней прорубают дорогу, как с топором через густой хвойный лес. Однако результаты всегда превосходят потраченные усилия.

В заключение хочу сказать, что на самом деле ничего непоправимо трагического во всем этом нет. Играет у нас в маршрутках шансон, ну что ж поделать. Зато мне вот, несмотря на все вышеперечисленное, встречается в жизни очень много очень разбирающихся в музыке и увлеченных ей людей, причем в самых разных жанрах - от барокко до блэк-метала. Так много, что иногда даже невольно возникает сомнение - а может быть, все-таки музыкальная у нас страна?

Сообщение отредактировал grafinok - Понедельник, 28 Февраля 11, 18:46
 
legoruДата: Воскресенье, 27 Февраля 11, 21:35 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 4160
Статус: Offline
Это наша страна, а другой у нас нет
Мы ещё и безграмотная страна. "Немузыкальная" пишется слитно.


Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
 
ЗемляДата: Воскресенье, 27 Февраля 11, 21:46 | Сообщение # 3
Группа: Проверенные
Сообщений: 2962
Статус: Offline
Quote (legoru)
"Немузыкальная" пишется слитно. »

Мне кажется, это смотря какой смысл вкладывать. В зависимости от вкладываемого смысла пишут или так, или этак. В данном случае: если хотят сказать, что не Россия музыкальная страна, а, например, Грузия, тогда надо писать не слитно (или: неслитно). А если хотят сказать, что Россия 0 это не музыкальная страна, а литературная, тогда можно писать и слитно. Хотя можно и отдельно. Лично я всегда предпочитаю писать всё слитно. Потому что у меня ис мысл всегда иакой же - слитный.
 
nixelleДата: Воскресенье, 27 Февраля 11, 22:38 | Сообщение # 4
Группа: Проверенные
Сообщений: 1353
Статус: Offline
Quote (Земля)
тогда надо писать не слитно (или: неслитно) »

Проще - раздельно :)

Добавлено (27 Февраль 11, 22:38)
---------------------------------------------

Quote (grafinok)
Россия - это не музыкальная страна. Этот тезис давно меня занимает, »

В данном контексте не музыкальная будет раздельно.

Что же касается понятия "музыка", то в большинстве своём это понятие истолковывается как эстрада и преимущественно песенная эстрада. Классика в таком понятии не есть музыка, а так, непонятно что вообще. и неизвестно для кого, для странный психов, ботаников или эстетствующих снобов. Недавно прочла в Контакте - "Какую музыку мы слушаем" - в ответ на отзыв с музыкой Моцарта было заявлено: - Мы тут о музыке говорим!

 
GrandeurPowerДата: Воскресенье, 27 Февраля 11, 22:44 | Сообщение # 5
Группа: Пользователи
Сообщений: 31
Статус: Offline
Несомненно, такая проблема есть, Вы хорошо её описали, но было бы удивительно, если бы её не было. В этом смысле мы не Европа и даже не США, которые отстают от Европы в этом деле. Образно говоря, у нас нет музыкальной инфраструктуры. Я имею ввиду, что среднестатический москвич и тем более стреднестатический россиянин даже не задумываются об этой проблеме и не собираются. Они думают о зарплате, о том, как устроить детей в институт, о коммунальных платежах. Испытывают кучу стрессов. И поэтому не возникает другого желания в конце рабочего дня, кроме как послушать Баскова или Киркорова по телевизору. И никто не желает напрягаться. Быть истинным меломаном - накладно. Хочу также отметить, что в менее обеспеченных странах, типа Индии, ситуация куда хуже. Им тоже приходится глотать Болливуд и свою попсу. Более того, век назад и ранее, нормальной музыкой могли питаться лишь представители высшего общества. Но действительно, ситуация поправимая. Особенно важна роль интернета.
 
legoruДата: Воскресенье, 27 Февраля 11, 22:47 | Сообщение # 6
Группа: Проверенные
Сообщений: 4160
Статус: Offline
Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова

НЕМУЗЫКАЛЬНЫЙ, немузыкальная, немузыкальное; немузыкален, немузыкальна, немузыкально. Лишенный музыкальности. Немузыкальный певец.

Добавлено (27 Февраль 11, 22:47)
---------------------------------------------
Музыкальность определяется уровнем развития композиции и исполнительского искусства. слушатель - он везде в Европе средний


Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
 
UranuSДата: Понедельник, 28 Февраля 11, 00:25 | Сообщение # 7
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
Скорее всего, сейчас наступает кризис репертуара
 
CassisДата: Понедельник, 28 Февраля 11, 00:51 | Сообщение # 8
Группа: Проверенные
Сообщений: 2329
Статус: Offline
grafinok, кровавый режим навязывал широким массам угнетённых классическую музыку на протяжении всего-лишь 70 лет, что с исторической точки зрения не так уж много, с наступлением свободы народ вернулся к истокам - дивной песенной культуре провозглашающей идеалы свободы и любви.
Ну а если чуть более серьёзно, то если Россия страна песенной, неинструментальной культуры, то что это за страны, где преобладает инструментальная культура? По моему субъективному мнению классикой увлекается небольшой процент населения, с падением уровня жизни спрос населения на такие вещи как высокая культура заметно падает, государство не реализует программ которые широко популяризировали-бы это самое высокое искусство, соответственно, интерес к нему имеет инерционную природу, родители пытаются приучать своих чад к этой самой высокой культуре, но особо не получается, откуда и пустующие залы.


Mon centre cède, ma droite recule, situation excellente, j’attaque. Ferdinand Foch
 
ЗемляДата: Понедельник, 28 Февраля 11, 02:25 | Сообщение # 9
Группа: Проверенные
Сообщений: 2962
Статус: Offline
К тому же, наверняка, и цены за билеты на концерты в филармонии с театрами не всем по карману теперь.
Вот недавно Спиваков в Пензу приезжал. "Я бы", говорит, "вообще бы бесплатно играл. Но оркестранты!.. Ведь их надо кормить!"
А вот раньше бывало... приедет оркестр, и кормить его не надо - всё проплачено уже. За государственный счёт.
 
legoruДата: Понедельник, 28 Февраля 11, 02:43 | Сообщение # 10
Группа: Проверенные
Сообщений: 4160
Статус: Offline
Как всегда самые "музыкальные погруженцы" сводят всё к политике. Как это примитивно

Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
 
ЗемляДата: Понедельник, 28 Февраля 11, 03:00 | Сообщение # 11
Группа: Проверенные
Сообщений: 2962
Статус: Offline
А к чему надо свести? К религии? ... Или ... к истории? ... Или ... к химии с биологией?.. Или к географии с ботаникой?.. К чему вот надо?..

Добавлено (28 Февраль 11, 03:00)
---------------------------------------------
Где бы была музыка... где бы были мы... если бы не политика!.. Ого-го-го-го-го - где!.. ... ...

Политика - это повивальная бабка высокого искусства, товарищи! А экономика - мать его.

 
MalamuteДата: Понедельник, 28 Февраля 11, 09:07 | Сообщение # 12
Группа: Проверенные
Сообщений: 1858
Статус: Offline
Если правила не изменились, то немузыкальная независимо от контекста. Если не музыкальная, а поэтическая, то раздельно.

Добавлено (28 Февраль 11, 09:07)
---------------------------------------------
Ну еще, если больше не музыкальная.


Grrr...Wough!
 
legoruДата: Понедельник, 28 Февраля 11, 09:51 | Сообщение # 13
Группа: Проверенные
Сообщений: 4160
Статус: Offline
Quote
Политика - это повивальная бабка высокого искусства, товарищи!

Мне кажется у нас в стране никто не запрещает слушать классику. Вот рок и и эстраду вашу любимую в СССР запрещали, но это никому не мешало ими увлекаться. ;) Никакие политики мне не помешают поставить пластинку и погрузиться. Всё дело в том, любите вы музыку или нет и ни в чём другом. Количество меломанов во все времена одинаково, только вкусы у всех разные
Что касается немузыкальности. Песенные и литературные традиции нашей страны - это основа нашей культуры, давайте не будем терять своё лицо и ориентироваться на Запад, тем более когда наши композитрооры не ориентировались на него у них неплохие вещи получались piano


Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
 
MalamuteДата: Понедельник, 28 Февраля 11, 10:15 | Сообщение # 14
Группа: Проверенные
Сообщений: 1858
Статус: Offline
Quote (Malamute)
если больше не музыкальная »

Судя по всему, это не так. :)


Grrr...Wough!
 
AmendmentXXIДата: Понедельник, 28 Февраля 11, 10:32 | Сообщение # 15
Группа: Заблокированные
Сообщений: 127
Статус: Offline
Да, куда честнее рассуждать о русской грамматике (все-таки с ней так или иначе все знакомы), чем профанировать социологию музыки/культуры!
Начиная с того, что главные тезисы из интервью с дирижером Мецмахером принадлежат не дирижеру Мецмахеру, а некому профанирующему "корру"
 
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Россия не музыкальная страна
  • Страница 1 из 7
  • 1
  • 2
  • 3
  • 6
  • 7
  • »
Поиск:


Хостинг от uCoz