Музыкальная символика - Страница 3 - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 3 из 6
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Музыкальная символика (в классической музыке)
Музыкальная символика
MalamuteДата: Среда, 14 Июля 10, 19:58 | Сообщение # 31
Группа: Проверенные
Сообщений: 1858
Статус: Offline
Пуччини в Мадам Баттерфляй для характеристики Пинкертона (первая ария) использует первую фразу американского национального гимна The Star-Spangled Banner.

Grrr...Wough!
 
legoruДата: Среда, 14 Июля 10, 20:45 | Сообщение # 32
Группа: Проверенные
Сообщений: 4160
Статус: Offline
Спасибо! appl

Римский-Корсаков, Бородин, Глазунов и Лядов написали квартет на тему B-la-ef, в которой зашифровано имя ихъ спонсора :)

Альбан Берг, увлекавшийся нумерологией использовал в своей Лирической сюите цифровые "сигнатуры" 23 и 10 (свой номер и номер своей возлюбленной Ханны). А главная тема его Камерного концерта - это анаграмма из трёх имён нововенских классиков: ArnolD (e)SCHoenBErG - Anton wEBErn - AlBAn BErG

Добавлено (14 Июль 10, 20:45)
---------------------------------------------
Финал 7й симфонии Густава Малера с подзаголовком "В духе пятой симфонии Бетховена" представляет из себя 8 вариаций на маршево-гимническую тему, в ходе которой мелькают преподнесённые в шаржированном виде темы увертюры "Нюрнбергские Мейстерзингеры" Вагнера, "Весёлой вдовы" Легара, собственной 5й симфонии Малера, лютеранского гимна "Ein' feste Burg ist unser Gott" и тп

Давно когда то читал про сочинение одного авангардиста (испанского вроде). У него в партитуре симф пьесы стоит пометка для музыкантов: "Думать об осени и о Чайковском" :D


Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!

Сообщение отредактировал legoru - Среда, 14 Июля 10, 20:33
 
MalamuteДата: Среда, 14 Июля 10, 21:46 | Сообщение # 33
Группа: Проверенные
Сообщений: 1858
Статус: Offline
О Шумане вы уже писали, но можно еще упомянуть Гроссфатер, звучащий в заключительной пьесе Бабочек. Этим танцем обычно заканчивались праздники и карнавалы.
Хотя вы недолюбливаете Чайковского, все же осмелюсь напомнить конец первого акта Щелкунчика, где тоже звучит Гроссфатер. :)

Добавлено (14 Июль 10, 21:46)
---------------------------------------------
В финале первого действия Королевы Чардаша (Сильвы) И.Кальмана звучит чардашизированный Свадебный Марш Мендельсона. :)


Grrr...Wough!
 
suslixДата: Среда, 14 Июля 10, 22:42 | Сообщение # 34
Группа: Проверенные
Сообщений: 553
Статус: Offline
Dies Irae в "Фант. симфонии" Берлиоза, сцена саббата ведьм.

Добавлено (14 Июль 10, 22:42)
---------------------------------------------
Еще хорал Лютера "Ein feste Burg ist unser Gott" в опере Мейербера "Гугеноты". Звучит в увертюре, да и персонажи - гугеноты - его тоже поют, только на французком языке.


Счастлив тот, у кого есть гвоздь, на который можно повесить. (Р. Акиба)
 
legoruДата: Среда, 14 Июля 10, 22:47 | Сообщение # 35
Группа: Проверенные
Сообщений: 4160
Статус: Offline
Dies Irae самая популярная цитата, даже у наших, достаточно вспомнить симфонии
Чайковский - Манфред, Рахманинов -1 и 3я, Шостакович -14, Хачатурян - 2я

Дебюсси, Равель и Дюка - пьесы для фортепиано на имя "Гайдн" (B-A-D-D-G)
Ну и ещё много всего про Гайдна
http://intoclassics.net/news/2010-04-01-15234


Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!

Сообщение отредактировал legoru - Среда, 14 Июля 10, 23:14
 
nataly-mДата: Среда, 14 Июля 10, 22:58 | Сообщение # 36
Группа: Проверенные
Сообщений: 436
Статус: Offline
Quote (legoru)
Римский-Корсаков, Бородин, Глазунов и Лядов написали квартет на тему B-la-ef, в которой зашифровано имя ихъ спонсора »

Ко дню именин спонсора - 23 ноября 1886 г.
На эту же тему Глазунов написал Фугато (Аndante Sostenuto), посвященное М.П.Беляеву и Элегию его памяти для струнного квартета( 1928).
Из воспоминаний Н.А.Малько:
"Вдруг, как-то неловко шагая, в классе появился высокий, очень худой пожилой человек, с длинной бородой, в очках, с несколько неуклюжими движениями. А это кто?—Римский-Корсаков.— Как, тот самый?—Да, тот самый... Корсаков поговорил с Лядовым, потом, уходя сказал: «Вы им побольше давайте это» и спел: B-la-f. Это было музыкальное изображение фамилии мецената и друга русских композиторов Митрофана Петровича Беляева."

Сообщение отредактировал nataly-m - Среда, 14 Июля 10, 23:07
 
legoruДата: Среда, 14 Июля 10, 23:14 | Сообщение # 37
Группа: Проверенные
Сообщений: 4160
Статус: Offline
;)

Из Автобиографии Прокофьева:

Среди девушек консерватории у меня совсем не было знакомых... У одной из них была довольно странная фа­милия: Эше. Помня, что на темы, составленные из фамилий, писа­лась музыка (например, вариация на тему Bach или. как кто-то у нас в классе предлагал, фуга на тему «берегись Лядова» - beregis Ladofa) я попробовал сочинить тему на E-c-h-e и, поскольку она показалась мне удачной, ввёл её, да ещё с имитацией, в качестве побочной партии в третью сонату»
Хотелось бы уточ-нить некоторые детали этой цитаты. Тему B-re-gis La-do-fa исполь­зовал соученик Прокофьева Н.Мясковский в качестве побочной партии 1 части Третьего струнного квартета, которым он, наряду с Четвёртым квартетом, благополучно закончил консерваторию по классу композиции у того же А.Лядова. Это свидетельствует о том, что экзаменатор не обнаружил шуточного шифра :)


Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
 
NskДата: Четверг, 15 Июля 10, 07:15 | Сообщение # 38
Группа: Заблокированные
Сообщений: 534
Статус: Offline
Quote (legoru)
Рахманинов -1 и 3я »

Ещё в Рапсодии на тему Паганини


"Есть только два способа прожить свою жизнь. Первый – так, будто никаких чудес не бывает. Второй – так, будто все на свете является чудом" (Альберт Эйнштейн).

Не забывайте это!...

 
MalamuteДата: Четверг, 15 Июля 10, 09:57 | Сообщение # 39
Группа: Проверенные
Сообщений: 1858
Статус: Offline
Из многочисленных Диес Ир можно еще вспомнить Пляску Смерти Листа.

В симфонии Художник Матис в 1 части (Ангельский Концерт) - она же увертюра к одноименной опере - Хиндемит использует старинную немецкую песню Es sungen drei Engel (Пели три ангела).

Н.Мясковский в финале 6 Симфонии цитирует Карманьолу и Са Ира. О них, конечно, нужно было вспомнить именно вчера, но вовремя среагировать помешало расслабляющее влияние пляжной обстановки.
По этому случаю вспомню еще раз Марсельезу в Венском Карнавале Шумана.


Grrr...Wough!
 
suslixДата: Четверг, 15 Июля 10, 12:24 | Сообщение # 40
Группа: Проверенные
Сообщений: 553
Статус: Offline
Что относится к Листу, то он вообще очень любил средневековые лады и песнопения. Часто он в дорическом ладе, на пример, такова "Данте-симфония" и "Eine Melodie in dorischer Tonart". Была у него также и работа для органа, где использовался Лютеровский "Ein feste Burg ist unser Gott".

Счастлив тот, у кого есть гвоздь, на который можно повесить. (Р. Акиба)
 
legoruДата: Четверг, 15 Июля 10, 12:30 | Сообщение # 41
Группа: Проверенные
Сообщений: 4160
Статус: Offline
Ещё вот такая штука есть, сам не слышал

Соната F-A-E — соната для скрипки и фортепиано, написанная по инициативе Роберта Шумана им самим и двумя его младшими коллегами, Иоганнесом Брамсом и Альбертом Дитрихом. Создана в октябре 1853 года в Дюссельдорфе (в дневнике Шумана отмечено, что его части написаны 22-23 октября). Соната была посвящена скрипачу Йозефу Иоахиму, с которым все три композитора незадолго до этого познакомились и подружились. Личным девизом молодого Иоахима была фраза «Свободен, но одинок» (нем. Frei aber einsam), начальные буквы которой по-немецки — F-A-E — соответствуют нотам фа-ля-ми; на этой музыкальной теме и строится соната.
Соната состоит из 4 частей. Первая часть, Allegro, написана Дитрихом, вторая часть, интермеццо, — Шуманом, третья, скерцо, — Брамсом, финал вновь Шуманом. Произведение было поднесено Иоахиму и исполнено им в домашнем концерте у Шумана (партия фортепиано — Клара Шуман) 28 октября. При этом скрипачу было предложено угадать авторство каждой из частей, что он и сделал.
В дальнейшем Шуман включил две написанные им части сонаты в собственную сонату для скрипки и фортепиано № 3. Ноты коллективной сонаты остались у Иоахима, в 1906 г. он предоставил для отдельной публикации скерцо Брамса, к тому времени давно умершего. Только в 1935 году соната была опубликована полностью немецкими специалистами Эрихом Валентином и Отто Кобином.


Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
 
NskДата: Четверг, 15 Июля 10, 12:36 | Сообщение # 42
Группа: Заблокированные
Сообщений: 534
Статус: Offline
Quote (legoru)
Соната F-A-E — соната для скрипки и фортепиано, написанная по инициативе Роберта Шумана им самим и двумя его младшими коллегами, Иоганнесом Брамсом и Альбертом Дитрихом. »

Хорошо, что вспомнили, великолепная вещь! bravo Особенно гениален Шуман, Брамс тоже.


"Есть только два способа прожить свою жизнь. Первый – так, будто никаких чудес не бывает. Второй – так, будто все на свете является чудом" (Альберт Эйнштейн).

Не забывайте это!...

Сообщение отредактировал Nsk - Четверг, 15 Июля 10, 12:37
 
legoruДата: Четверг, 15 Июля 10, 12:51 | Сообщение # 43
Группа: Проверенные
Сообщений: 4160
Статус: Offline
Поделитесь, если есть. Брамса и Шумана по отдельности я слышал, а вот всю сонату нет

Ещё про Шнитке

В основу композиции его "Канона памяти Игоря Стравинского" (1992) положена мелодия, составленная из «музыкальных букв» имени, отчества и фамилии Стравинского (g, f, e, d, es, c, h, es, a, es). Поскольку материал этот единственный в произведении, то вся музыка мемориала представляет собой непрерывное символическое говорение: «Игорь Федорович Стравинский». В соответствии с «русским акцентом» в музыкальном языке Стравинского, в теме-монограмме подчеркнут начальный диатонический тетрахорд. Символична и медленно текущая вниз гамма, составляющая стержень монограммы; она временами выглядит как типичная старинная музыкально-риторическая фигура катабазис, имевшая во времена Возрождения и барокко аллегорический смысл скорби, смерти, движения к земле.

Звучащие буквы для виолончели соло (1988) - сочинение, подаренное Шнитке извсетному виолончелисту Александру Ивашкину ко дню рождения где композитор использовал ноты из его имени и фамилии

В Фортепианном квартете Шнитке реконструирует малеровское сочинение - незаконченное Скерцо из Фортепианного квартета, который Малер писал во время учебы в Венской консерватории. Во фрагменте 24 такта плюс еще два такта, которые можно прочесть, и девять не поддающихся расшифровке. Концепция произведения Шнитке заключается в том, что из нескольких попыток найти язык Малера три терпят фиаско, и лишь четвертая, более удачная, наконец-то вливается в заключительную цитату фрагмента малеровском скерцо. Приближение к историческому материалу осуществляется в этом произведении таким образом, что обычный процесс создания формы, отталкивающейся от темы, чтобы разрабатывать ее, все дальше от нее отходя, оказывается словно перевернутым.


Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
 
NskДата: Четверг, 15 Июля 10, 12:56 | Сообщение # 44
Группа: Заблокированные
Сообщений: 534
Статус: Offline
legoru, записи целиком нет, я как-то слышал её всю у нас.

"Есть только два способа прожить свою жизнь. Первый – так, будто никаких чудес не бывает. Второй – так, будто все на свете является чудом" (Альберт Эйнштейн).

Не забывайте это!...

 
ksenaДата: Четверг, 15 Июля 10, 16:39 | Сообщение # 45
Группа: Проверенные
Сообщений: 1494
Статус: Offline
Небольшой крен в сторону.
Quote
Почти всегда мысль у композитора возникает как сложный тактильный-вестибулярный-пространственный-визуальный микст, а в звуковой он перерабатывает его в том числе с помощью традиционной нотации (ТН).

Помните сон Стравинского про то, как он искал правильный интервал и лег спать с мыслью о нем, а потом он ему приснился в виде какой-то хрени, на концах которого было по два теплых яйца? Вот что-то подобное и происходит – гравитация, вес, объем, плотность, температура, все эти ощущения участвуют в нахождении условного "правильного интервала".

Любая нотация есть инструмент, медиум. Не больше, но и не меньше – как мы знаем, the medium is the message. Вполне естественно, что некоторые композиторы пришли к попыткам передать синкретический образ (и даже форму целого), то есть гештальт, который и оформляется в виде звуковой мысли, – минуя ТН как инструмент. То есть как бы напрямую.

Если в рамках ТН композитор может точно обозначить звуковой результат, то есть уточнить, экстрагировать его посредством ТН из первоначального синкретического образа, – то графическая нотация в той или иной мере обращается к ассоциативному мышлению исполнителя, старается активировать в нем подобие первоначального образа, который имел композитор.

И, конечно, графическая нотация – в силу западного специализма и аналитизма – тут же выделяется в отдельный род деятельности. Возникают графические произведения, которые все более гипотетически имеют в виду звуковую реализацию, проводятся выставки, где уже слушателю/зрителю представляется возможность внутренним слухом ответить композитору, обходящему т.о. не только нотацию как инструмент, но и исполнителя как инструмент.


"Куда мне идти, спросила Алиса. – Это зависит от того, куда ты хочешь попасть".

По этой теме есть специальная
диссертация

Где, в частности упоминаются произведения:

Quote
«Сюита на имя «Саша», «Вальс на тему «Забела» А. Глазунова; «Квартет на тему B-la-f» Н. Римского-Корсакова, А. Лядова, А. Бородина и А. Глазунова; «Лента Мебиуса», Партита для двух виолончелей " BDAS СН" Г. Белова; «Краткая история музыки», «Семь ангелов Уильяма Блейка» Д. Смирнова; сочинения сибирских авторов - «Акростих», «Монограммы» С. Кравцова; «Монограмма» И. Салтыковой-Гирунян, «Quaternion» С. Тосина, Виолончельная соната О. Проститова и др.

Добавлено (15 Июль 10, 16:39)
---------------------------------------------
А ещё в родственном форуме есть подобная тема:
тайны произведений

 
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Музыкальная символика (в классической музыке)
  • Страница 3 из 6
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Поиск:


Хостинг от uCoz