Классическая музыка и научная фантастика - Страница 2 - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Классическая музыка и научная фантастика (Новые идеи, предвиденья, иллюстрации)
Классическая музыка и научная фантастика
SpockДата: Понедельник, 21 Июня 10, 09:22 | Сообщение # 16
Группа: Заблокированные
Сообщений: 118
Статус: Offline
Quote (nataly-m)
тему Классическая Музыка и Животные? » А также "Классическая музыка и гастрономия", "Промышленная тема в классической музыке" etc. »

Это была бы благодатная тема. Одних соловьев и лебедей стаи. :)
К сожалению, в них мало "трансцедентального", которое больше любят обсуждать.


Dif-tor heh smusma
 
nataly-mДата: Понедельник, 21 Июня 10, 13:12 | Сообщение # 17
Группа: Проверенные
Сообщений: 436
Статус: Offline
Голосую ЗА животных!..
Только чур, под номером первым - не "гусЯ-лебедЯ", а Полька молодых слонов Стравинского :D


Сообщение отредактировал nataly-m - Понедельник, 21 Июня 10, 13:13
 
legoruДата: Понедельник, 21 Июня 10, 18:38 | Сообщение # 18
Группа: Проверенные
Сообщений: 4160
Статус: Offline
Канчели - Кин-дза-дза

Добавлено (21 Июнь 10, 18:38)
---------------------------------------------
Ку! :)


Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
 
MalamuteДата: Вторник, 22 Июня 10, 11:11 | Сообщение # 19
Группа: Проверенные
Сообщений: 1858
Статус: Offline
Композитор Говард Шор написал не только музыку к знаменитому фильму Дэвида Кроненберга Муха, но и одноименную оперу на тот же сюжет (с другой музыкой)

Grrr...Wough!
 
trezvДата: Вторник, 22 Июня 10, 18:10 | Сообщение # 20
Группа: Проверенные
Сообщений: 208
Статус: Offline
Quote (Malamute)
Помню в каком-то фантастическом романе был инструмент будущего СКРИПКОРОЯЛЬ. »

И.А. Ефремова - "Сердце Змеи". На скрипкорояле там играет командир звездолёта Мут Анг:
"ЭМСР - электромагнитный скрипкорояль - давно уже заменил жестко звучащий темперированный рояль, сохранив его многоголосую сложность и придав ему богатство скрипичных оттенков. Усилители звука этого инструмента могли придавать ему в нужные моменты потрясающую силу.
Мут Анг не заметил вошедших. Он немного подался вперед, подняв лицо к ромбическим панелям потолка. Как и в старинном рояле, пальцы музыканта определяли все оттенки звучания, хотя производили звук не при помощи молоточка и струны, а тончайшими электронными импульсами почти мозговой тонкости.
Гармонично сплетенные темы единства 3емли и космоса стали раздваиваться, отдаляться. Противоречия спокойной печали и жестокого
дальнего грома накипали, усиливались, прерываясь звенящими нотами, словно криками отчаяния. И вдруг мерное, мелодичное развертывание темы замерло. Удар столкновения был сокрушителен, и все рассыпалось лавиной диссонансов, скользнув, как в темное озеро, в нестройные жалобы невозвратной утраты.
Неожиданно под пальцами Мут Анга родились ясные и чистые звуки прозрачной радости, она слилась с тихой печалью аккомпанемента."

В "Туманности Андромеды", кроме скрипкорояля, есть ещё и солнечный рояль. Автор представляет целую симфонию - тринадцатую космическую фа минор цветовой тональности 4,750 мю.
"Где-то в невероятной дали возник низкий, такой густой, что казался ощутимой силой, звук. Он усиливался, сотрясая комнату и сердца слушателей, и вдруг упал, повышаясь в тоне, раздробился и рассыпался на миллионы хрустальных осколков. В темном
воздухе замелькали крохотные оранжевые искорки. Это было как удар той первобытной молнии, разряд которой миллионы веков назад на Земле впервые связал простые углеродные соединения в более сложные молекулы, ставшие основой органической материи и жизни.
Нахлынул вал тревожных и нестройных звуков, тысячеголосый хор боли, тоски и отчаяния, дополняя которые метались и гасли вспышки мутных оттенков пурпура и багрянца.
В движениях коротких и резких вибрирующих нот наметился круговой порядок, и в высоте завертелась расплывчатая спираль серого огня. Внезапно крутящийся хор прорезали длинные ноты - гордые и звонкие. Они были полны стремительной силы.
Нерезкие огненные контуры пространства пронизали четкие линии синих огненных стрел, летевших в бездонный мрак за краем спирали и тонувших во тьме ужаса и безмолвия.
Темнота и молчание - так закончилась первая часть симфонии.
Слушатели, слегка ошеломленные, не успели произнести ни слова, как музыка возобновилась. Широкие каскады могучих звуков в сопровождении разноцветных ослепительных переливов света падали вниз, понижаясь и ослабевая, и меркли в меланхолическом ритме сияющие огни. Вновь что-то узкое и порывистое забилось в падающих каскадах, и опять синие огни начали ритмическое танцующее восхождение.
Потрясенный Дар Ветер уловил в синих звуках стремление к усложняющимся ритмам и формам и подумал, что нельзя лучше было отразить первобытную борьбу жизни с энтропией... Ступени, плотики, фильтры, задерживающие каскады спадающей на низкие уровни энергии. "Так, так, так! Вот они, эти первые всплески сложнейшей организации материи!"
Синие стрелы сомкнулись хороводом геометрических фигур, кристаллических форм и решеток, усложнявшихся соответственно
сочетаниям минорных созвучий, рассыпавшихся и вновь соединявшихся, и внезапно растворились в сером сумраке.
Третья часть симфонии началась мерной поступью басовых нот, в такт которым загорались и гасли уходившие в бездну бесконечности и времени синие фонари. Прилив грозно ступающих басов усиливался, и ритм их учащался, переходя в отрывистую и зловещую мелодию. Синие огни казались цветами, гнувшимися на тонких огненных стебельках. Печально никли они под наплывом низких, гремящих и трубящих нот, угасая вдали. Но ряды огоньков или фонарей становились все чаще, их стебельки - толще. Вот две огненные полосы очертили идущую в безмерную черноту дорогу, и поплыли в необъятность Вселенной золотистые звонкие голоса
жизни, согревая прекрасным теплом угрюмое равнодушие двигавшейся материи. Темная дорога становилась рекой, гигантским потоком синего пламени, в котором все усложнявшимся узором мелькали просверки разноцветных огней.
Высшие сочетания округлых плавных линий, сферических поверхностей отзывались такой же красотой, как и напряженные многоступенчатые аккорды, в смене которых стремительно нарастала сложность звонкой мелодии, разворачивавшейся все сильнее и сильнее...
У Дар Ветра закружилась голова, и он уже не смог следить за всеми оттенками музыки и света, улавливая лишь общие контуры исполинского замысла. Океан высоких кристально чистых нот плескался сияющим, необычайно могучим, радостным синим цветом. Тон звуков все повышался, и сама мелодия стала неистово крутящейся, восходящей спиралью, пока не оборвалась на взлете, в ослепительной вспышке огня."

 
vergessenДата: Вторник, 22 Июня 10, 23:01 | Сообщение # 21
Группа: Проверенные
Сообщений: 64
Статус: Offline
1728: сюита для двух скрипок "Гулливер" Телемана. (Он был большой поклонник свифтовской фантастики). Наверное, первое сочинение на фантастическую тему;

1750 - 1791: в Европе популярны drammi giocosi на либретто К. Гольдони "Мир Луны" (Il Mondo della Luna).
Среди композиторов - Галуппи (1750, Венеция), Авондано (1765, Лиссабон), Паизиелло (1774, Неаполь; 1783, Санкт-Петербург), Астарита (1775, Венеция), Й. Гайдн (1777, Эстерхаза), Бонди (1790, Флоренция), Портогалло (1791, Лиссабон).
Само либретто Il Mondo della Luna было переработанной под "новые времена" пьесой Arlequin empereur dans la lune (Арлекин - император Луны) француза, известного, как Нолан де Фатувиль и жившего в XVII веке. Сюжет восходит к итальянской Комедиа дель Арте. Этот же сюжет - воссоздание на Земле лунных условий с целью введения кого-либо в заблуждение - повторён в американском фильме "Козерог - 1";

1875: "опера-феерия Путешествие на Луну" (Le voyage dans la lune) - оперетта Оффенбаха "по мотивам Жюля Верна". Имелся в виду роман "С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут" 1865 года (он более известен под названием "Из пушки на Луну").
От Жюля Верна в оперетте осталась лишь пушка и Луна, но факт есть факт - это, вероятно, первое музыкальное произведение, в котором была "достигнута" вторая космическая скорость и герои оказались на Луне. (В Il Mondo della Luna "Луна" устраивалась в саду главного героя и он "попадал" туда с помощью чудесных капель).
С музыкальной стороны, "Путешествие на Луну" - типичный Оффенбах и экзотически-фантастическая тема выбрана, как модная в те времена.
Оперетта ставилась с 1875 по 1877 год, принесла доход более миллиона франков. Аудиозаписи полной версии до сих пор не существует, однако, есть видеозапись французской постановки 1980-х годов.
Влияние этой оперетты (визуальный ряд) чувствуется в одноименном короткометражном фильме Жоржа Мельеса 1902 года. Вообще, многие фильмы Мельеса и его коллеги Сегундо де Шомона являлись короткими вариациями на темы "галантных путешествий" XVIII века на Луну и другие планеты с применением различных кинотрюков. К сожалению, к музыке эти фильмы отношения не имели, так как были немыми. Остается лишь гадать, на какие импровизации решались музыканты-таперы.

С развитием звукового кинематографа возник и жанр киномузыки. Одним из первых (если вообще не первым) фантастическим фильмом со специально написанной звуковой дорожкой был советский фильм 1935 года "Космический рейс" ("муз. оформление Вал. Кручинина").
Валентин Яковлевич Кручинин (1892-1970),«пианист-иллюстратор», впоследствии известный советский композитор-песенник, заслуженный деятель искусств РСФСР (1964). Автор песен, эстрадных романсов, маршей и сюит для духового оркестра, оперетт (в т. ч. «Последняя мазурка», постановка 1941), музыки к кинофильмам.

Примечательно, что в классической советской фантастике 40-50-х годов в качестве звукового фона для описания космических красот часто использовалась музыка Чайковского. Достаточно вспомнить мультфильм 1953 года "Полёт на Луну" (римейк "Космического рейса"): для участников межпланетного перелета по радио передают "Вальс Чайковского". Или в книге Г. Мартынова "Сестра Земли" (1959) читаем: "...неожиданно, среди ночного безмолвия астероида, зазвучали нежные, пленительные звуки увертюры из "Лебединого озера". Через несколько лет этот приём (со Штраусом вместо Чайковского) использует С. Кубрик в "Космической Одиссее".

1959: первая в мире "научно-фантастическая опера" "Аниара" (Aniara). Автор - шведский композитор и дирижер Карл Биргер Блумдаль (1916-1968).

Quote
Блумдаль первоначально изучал биохимию, затем учился в стокгольмской Королевской академии музыки у Хильдинга Русенберга (композиция), изучал также дирижирование у Тора Манна. В первые послевоенные годы стажировался в Риме и Париже, испытав сильное влияние Пауля Хиндемита, особенно сказавшееся в скрипичном концерте (1948).
Затем вернулся в Швецию. С 1954 г. возглавлял Стокгольмский камерный оркестр. В 1960—1964 гг. профессор композиции в Королевской академии музыки, с 1965 г. был музыкальным руководителем Шведского радио. Выходящая в США шведская газета «Nordstjernan» включила Блумдаля в список «Сто наиболее влиятельных шведов за тысячу лет» с пояснением: «Самый одарённый и разносторонний шведский композитор новейшего времени».

"Аниара" - фантастическая поэма шведского писателя Харри Мартинсона. Опубликована 13 октября 1956 года. Насколько можно судить из главы 60, действие поэмы происходит в XL тысячелетии нашей эры, после глобального оледенения и нового потепления. После ядерной войны космический корабль «Аниара» покидает Землю, направляясь к Марсу. Но из-за сближения с астероидом (название которого намекает на Хиросиму) корабль меняет курс и отправляется в путешествие в глубины космоса. Название корабля взято от греческого слова аниарос — тягостный, печальный.

"Аниара" включает 103 песни, которым присуще значительное ритмическое разнообразие: от рифмованных четверостиший, написанных ямбом, до гекзаметра, напевов рун «Калевалы» и модных песенок.

Поэма завершается глубоко пессимистично: после 24 лет полёта все пассажиры умирают, но «огромный саркофаг» корабля продолжает нестись сквозь пространство. wikipedia

Музыка Блумдаля разнообразна и использует целый ряд музыкальных идиом того времени - джаз, серийную технику и электронную музыку (tape music).

Существует запись полной версии "Аниары".


"Ich habe mein Passwort vergessen"
 
nataly-mДата: Среда, 23 Июня 10, 00:05 | Сообщение # 22
Группа: Проверенные
Сообщений: 436
Статус: Offline
В героической комедии Ростана "Сирано де Бержерак" есть прелестнейший образчик фантастики (о целых семи основных способах передвижения на Луну ;) ) - который восходит к фантастическому роману самого де Бержерака "Государства и империи Луны".

В XX веке Сирано де Бержерак предстает также в качестве героя музыкальных произведений:
Симфоническая поэма «Сирано де Бержерак» голландского композитора Й. Вагенаара (1905)
опера «Сирано де Бержерак» итальянца Ф. Альфано (1936),
балет «Сирано де Бержерак» французского композитора М. Констана (1959)
опера « Сирано де Бержерк» эстонца Э. Тамберга (1976)
мюзикл «Неистовый гасконец» К. Караева (1978)

 
vergessenДата: Среда, 23 Июня 10, 01:23 | Сообщение # 23
Группа: Проверенные
Сообщений: 64
Статус: Offline
Существует спектакль (Франция, 2004) по "Государствам и империям Луны". Постановка - Бенжамен Лазар (Benjamin Lazar).

Спектакль представляет собой выразительное чтение (declamation baroque) Бенжаменом Лазаром "первого французского научно-фантастического романа" в сопровождении ансамбля старинной музыки La Rêveuse. Использована музыка Дюфо, монсеньера Сент-Коломба, Плейфорда, Марэ и др.

Интересно, что Б. Лазар "декламирует" текст на т.наз. "français restitué" - "дореволюционном, или королевском французском", т.е. на том языке, на котором писал Сирано де Бержерак. Он весьма отличается от нынешнего французского произношения - хотя бы отсутствием грассирующего "р", который в наше время прочно ассоциируется со "всем французским", а во времена Сирано был лишь одним из простонародных диалектных вариантов.

Этот спектакль записан и выпущен лэйблом ALPHA под названием "Savinien Cyrano de Bergerac: L'Autre Monde, ou Les Estats & Empires de la Lune"


"Ich habe mein Passwort vergessen"

Сообщение отредактировал vergessen - Среда, 23 Июня 10, 01:25
 
SpockДата: Среда, 23 Июня 10, 08:59 | Сообщение # 24
Группа: Заблокированные
Сообщений: 118
Статус: Offline
trezv, спасибо! Понятно, что скрипкорояль - не предмет для шуток, как и имя исполнителя на нем.

vergessen, спасибо за великолепное эссе!


Dif-tor heh smusma
 
MalamuteДата: Среда, 23 Июня 10, 11:50 | Сообщение # 25
Группа: Проверенные
Сообщений: 1858
Статус: Offline
Говард Шор - саундтрек к кинофильму Муха (The Fly) 1986 года

http://files.mail.ru/GPKT2B

Прикрепления: 6764611.jpg (21.1 Kb)


Grrr...Wough!

Сообщение отредактировал Malamute - Среда, 23 Июня 10, 11:59
 
vergessenДата: Среда, 23 Июня 10, 14:40 | Сообщение # 26
Группа: Проверенные
Сообщений: 64
Статус: Offline
Quote
спасибо за

Glad to be of service.


"Ich habe mein Passwort vergessen"
 
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Классическая музыка и научная фантастика (Новые идеи, предвиденья, иллюстрации)
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:


Хостинг от uCoz