Как нужно слушать классику? - Страница 2 - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Как нужно слушать классику? ("Майский день, именины сердца" или тяжкий труд?)
Как нужно слушать классику?
valuy7780Дата: Пятница, 13 Ноября 09, 00:00 | Сообщение # 16
Группа: Проверенные
Сообщений: 340
Статус: Offline
Действительно, ставить себе какую-то цель для слушания музыки совершенно абсурдно. Попахивает мещанством. Так, побольше комфортности - послушаем Вивальди :)
 
GulbeshekerДата: Пятница, 13 Ноября 09, 00:15 | Сообщение # 17
Группа: Пользователи
Сообщений: 436
Статус: Offline
Quote (ФорФор)
Лично я всё больше слушаю классику (точнее сказать барокко) в режиме акустического парфюма. Для этого необходимо понимание культуры громкости. Лично мне его привили прямой передачей. Я не понимаю о чем поют, но эмоциональный посыл , я полагаю, понимаю хорошо.

ФорФор, а можно поподробнее о культуре громкости? Очень интересно.

Quote (Земля)
"Слушание врост, на цыпочках". Колонки должны находиться на высоте головы стоящего врост человека. Если кроме этого есть и ещё акустические системы, занимающие (охватывающие) ещё большее пространство, то это ещё лучше. Музыка должна быть из ряда "откровений", содержать в себе нечто экзистенционально-космическое... Итак, эта музыка должна быть откровением, которое вы жаждете услышать, внять ему и раствориться в нём, с тем чтобы оказаться вытянутыми им куда-то высоко - насколько вам цыпочек хватит... Вы словно на исповедальной молитве какой-то. Всё это - стоя. Стоя в напряжении души, уха, внутреннего слуха и тела.

Земля, спасибо.

Quote (Totkotoryi)
Цель - это мыслительная конструкция, идеальное, воображаемое состояние или результат, коий Вы хотите получить. Создать комфортный фон при глажке белья или сделать себе настроение после посещения филармонии....Как же так, как же так, без цели только железяки с колесиками тикают...

Totkotoryi, абсолютно согласна. Добавлю, что нашими психологическими потребностями детерминирован и сам выбор музыки. К примеру, если хотите обрести душевное равновесие и радость, достаете с полки диск Моцарта или Вивальди. Хотите попереживать - берете Бетховена или Рахманинова.
Ну и сам способ прослушивания: сидя в кресле, закрыв глаза или за столом с партитурой, обложившись музыковедческими статьями.

Добавлено (13 Ноябрь 09, 00:15)
---------------------------------------------

Quote (valuy7780)
Действительно, ставить себе какую-то цель для слушания музыки совершенно абсурдно. Попахивает мещанством. Так, побольше комфортности - послушаем Вивальди

Возможно, попахивает. Но так ведь бывает и весьма часто. А что в этом плохого? Кстати, на форуме есть тема о музыкальной психотерапии. По-моему, способность врачевать душу и/или тело ничуть не унижает музыку, а, напротив, возвышает.


Лучше промолчать и показаться дураком, чем заговорить и развеять все сомнения.
(Марк Твен)
 
vlandruДата: Пятница, 13 Ноября 09, 00:16 | Сообщение # 18
Группа: Проверенные
Сообщений: 31
Статус: Offline
Я не знаю, как НУЖНО слушать классику. Нужно, наверное, разным по-разному. Я не знаю, как слушаете Вы, я знаю, как я её слушаю.
Для меня - это самоценное занятие, дарящие мне (уж простите за банальность) иногда минуты счастья. Музыка занимает время, и прожить это время можно сильно, ярко. Это мне даёт классика. А слушать её между "делом" - у меня не получается. Ни читать, ни гладить бельё "под классику" я не могу. (А Вы, к примеру, можете играть, скажем, в преферанс, "в фоновом режиме"? Во время глажки белья или чтения Достоевского?). Я "фоновую музыку" не люблю - такова уж моя особенность У меня даже нет "музыки" в автомобиле. Однажды ехал я в такси, а у водителя радио передавало что-то на мой взгляд невыносимое. Я попросил сделать потише. "А Вы что, музыку не любите?" - удивился водитель. "Ненавижу!" - вырвалось у меня. И в этот момент я был совершенно искренен.
А когда я слушаю классику, целей у меня нет. Я просто в это время так живу.


Сообщение отредактировал vlandru - Пятница, 13 Ноября 09, 00:16
 
AlexeiДата: Пятница, 13 Ноября 09, 00:22 | Сообщение # 19
Группа: Проверенные
Сообщений: 215
Статус: Offline
А мне кажется, что важнее не форма, а содержание, поэтому могу слушать классику в плеере, в метро, в не очень хороших(мягко сказано) наушниках и все равно получаю почти такое же удовольствие, как и на другой аппаратуре :) Слушаю Баха и Генделя, по большей части :) А делать что-то при этом не могу, не получается :)
 
GulbeshekerДата: Пятница, 13 Ноября 09, 00:24 | Сообщение # 20
Группа: Пользователи
Сообщений: 436
Статус: Offline
vlandru, я же в самом начале оговорила, что формулировку темы не следует понимать буквально. "Нужно" - это не директива для начинающих слушателей. Я просто хотела выслушать разные мнения и аргументы. И уже узнала много интересного о способах прослушивания от Земли, ФорФора и других.
Я лично в последнее время слушаю за компьютером (у меня нет дивиди), но не в фоновом режиме. Я слушаю и заодно слежу за партитурой, ищу комментарии в музыковедческих статьях. Так просит душа моя, если хотите. Это мне помогает лучше понять авторский замысел.

Добавлено (13 Ноябрь 09, 00:24)
---------------------------------------------
Alexei, я тоже много времени провожу в дороге и собираюсь купить плеер, чтобы слушать, слушать и слушать.


Лучше промолчать и показаться дураком, чем заговорить и развеять все сомнения.
(Марк Твен)
 
igor120765Дата: Пятница, 13 Ноября 09, 01:06 | Сообщение # 21
Группа: Проверенные
Сообщений: 349
Статус: Offline
Двумя альтернативными способами:1 плеер (перемещение в пространстве,в основном при помощи Мериды 670(ага,я страстный и убежденный велосипедист,но не надо брать с меня пример-это небезопасно,и категорически не используйте затычки,только таблетки!!!)и работа у клиента.Не могу сказать,что это совсем уж фон,сознание задействовано.Произведения любимые и не в первый раз.Ощущение полноты существования.
2 ближе к полуночи разогревается ламповый усилитель,надеваются хорошие наушники.Встреча с неведомым.Очень часто это счастье,больше которого мало что есть на свете.(но есть)
Я не меняю своего эмоционального состояния от музыки(так на меня действует только балет) и не слушаю музыку исходя из текущего состояния.В самой веселои и самой трагичной музыке вижу только красоту.Да,витамин,и философия заодно...и ощущение прекрасной компании,вместе с которой я делаю это-вас,мои дорогие.Нас мало избранных,счастливцев праздных,пренебрегающих презренной пользой...ура нам!
Дорогому автору темы:плеер надо покупать,поддерживающий формат ape.Если нужен совет-напишите в личку.


Сообщение отредактировал igor120765 - Пятница, 13 Ноября 09, 01:09
 
valuy7780Дата: Пятница, 13 Ноября 09, 01:19 | Сообщение # 22
Группа: Проверенные
Сообщений: 340
Статус: Offline
Да, и ни в коем случае не следует ходить на живые концерты классической музыки. Слушание музыки живьем - это уже анахронизм. Вы только испортите себе настроение :) используйте плеер, поддерживающий lossless форматы и хорошие наушники!

Сообщение отредактировал valuy7780 - Пятница, 13 Ноября 09, 01:21
 
ЗемляДата: Пятница, 13 Ноября 09, 02:03 | Сообщение # 23
Группа: Проверенные
Сообщений: 2962
Статус: Offline
Слушать с партитурой перед глазами - это, по-моему, совсем иное слушание, чем без. Это, как бы не настоящее слушание. Это слушание анатома-рационалиста. Примерно, всё равно как смотреть на собеседника глазами медика-хирурга, или лучше - патолого-анатома, или хоть даже психоаналитика. Это - не живое восприятие. Не восприятие чувствами и образами воображения. (Хотя, наверно, есть музыка, которая расчитана именно на такое восприятие, именно так - умом - она и создавалась, конструировалась, на такое понимание - понимание конструкции, технологии - и расчитывалась.) Слушать музыку с нотами, как правило, имеет смысл только исполнителю, который собирается эту музыку исполнять - так виднее нюансы его исполнительского ремесла, без учёта которых ему будет труднее воплощать авторский замысел и свой собственнное видение, или же музыковеду, силящемуся лучше разгладеть и понять те же технологические стороны продукта труда композитора. Поэтому. Можно слушать с партитурой, но это - не главная форма слушания, не должно быть главной формой слушания. Вообще, по-моему, главная форма слушания - это внутреннее слушание, слушание уже проникшей в вас музыкальной информации вашими внутреннии психическими средствами воссоздания слышания. Все же реалити-слушания и его формы - это всего лишь способы закачать в вас эту музыкальную информацию. Ведь сама музыка изначально, как правило, возникает в голове композитора. И даже если она изначально возникает не в голове, а за инструментом, она тут же перерабатывается им в голове. Вот там же в голове и надо бы нам её слушать. В голове, а не в наушниках, не перед колонками, не в концертных залах. Слушать её ПОСЛЕ уже. И как удобна эта форма слушания! Ей не помеха никакие внешние шумы и звуки; такую внутренне слушаемую музыку можно как угодно прерывать, останавливать, начинать слушать с любого момента, заканчивать, возвращать, циклить, изменять, трансформировать. А цель, результат всего этого - не сам звук, а некое проникновение вас, вашего сердца в душу музыки, в некую мысль, выраженную языком чувств, ощущений и образов, возникающих на их основе. Гораздо легче представить, домыслить себе что-то в этом содержании музыки себе в себе, в своём уме, чем заставить учуять, услышать это в момент реального звука - порой. По-всякому бывает.
Слушать музыку внутренне особенно приятно во время движения - ходьбы, бега, езды в поезде, в трамвае.
Иногда внутренне слышимая музыка так поражает вас своим открытием-раскрытием чего-то, каких-то чувств, состояний, красок, настроений, что хочется скорей это перенести, воплотить в реальное звучание. Тогда идёшь к инструменту и воплощаешь. Но ... увы ... довольно скоро материализация начинает убивать идеальное внутреннее звучание. Реальное звучание всегда далеко от идеального. А идеальное может быть только внутри вас, в вашем внутреннем слышании.
Лучше всего слушать музыку, не анализируя её в музыкальных планах. Нужно ловить только чувства, эмоции, переживания, на их основе выстраивать или улавливать образы, матрицы их, увязывать цепочки всего этого. Музыкальный же анализ отвлекает от всего этого. Что такое музыкальный анализ? Например, умственное сольфеджирование - разложение музыки по нотам, по гармониям и их последовательностям, разложение музыки по композиционным построениям, как то: по темам, голосам, партиям, частям формы и так далее. Это всё - как бы ремесленное всё, не имеющее отношение к психической содержательной стороне музыки. И отвлекая внимание слушателя на себя, это ремесленное восприятие убивает психическо-соержательную сторону восприятия и понимания музыки. Лично я этим страдаю. У меня это - как навязчивое состояние: меня всё время занимает процесс (просто внимание само скатывается в него) разложения звуков на ноты и гармонии. Это порой очень или даже полностью отвлекает от чего-то другого - содержательного, эмоционального и эмоционально-образного.
Умерщвляющая музыку роль рационального сольфеджирования хорошо прослеживается на музыке типа блюзового вокала, соул. Если не анализировать звуки на предмет их частотной высоты (положения их на нотном стане), то музыка живёт, бурлит и клокочет миллионами красок, оттенков чувст, эмоций. Когда же это пробуешь увидеть внутренним взором в виде нот, то оказывается, что нот-то почти и нет в этой музыке - раз-два и обчёлся. Осознание этого как бы обмана или самообмана (казалось, что тут море звуков, а оказалось на поверку, что всего-то две-три ноты тут задействованы) убивает очарованность музыкой, убивает чудо музыки для вас, захлопывает как бы окно в безграничное постранство чувств, мыслей, эмоций, ассоциаций. (Не этим ли "страдает" у нас часть погруженцев, нелюбящих Моцарта и сравнивающих его с Димой Биланом?)

Как-то, где-то здесь на сайте Cassis (кажется) уже высказывал эту мысль: что восприятие дилетанта является более открытым, полноценным и подлинным, чем восприятие профессионала, которое невольно зауженно чисто профессиональными ракурсами и призмами, самодовлеющими критериями и плоскостями. Мы тогда сошлись на этом мнении: "да, это так".

(вообще, всё это был флуд - поток мыслей каких-то, недооформившихся, то есть)
(продолжение вероятно)

Добавлено (13 Ноябрь 09, 01:56)
---------------------------------------------
Довольно частая поза слушания классической музыки дома: колонки (не маленькие) на столе или журнальном столике непосредственно перед вами и по обе стороны от ваших ушей. Т. е. источник звука относительно ваших ушей большой и близко расположен к вам. Это создаёт особый интим и масштаб (как через увеличительное стекло), атмосферу доверительности и проникновенности. Слушаем, положив свою голову в свои ладони оперевшихся локтями о поверхность стола (столика) рук. Это удобно. Перед глазами - ничего. Очень удобная и эффективная для сосредоточения внимания на длительное время на музыке поза для слушания.

Добавлено (13 Ноябрь 09, 02:03)
---------------------------------------------
Слушание, лёжа на диване. Это очень хорошая форма слушания, когда есть объёмные колонки, колонки, занимающие как бы почти всю высоту стен. Из положения "лёжа в стороне" звук от такой "звучащей стены" воспринимается как уносящийся вдаль и ввысь в высоком диапазоне частот, присутствующий здесь рядом - в среднем диапазоне частот, присутствующий здесь рядом и даже как бы пробившийся сквозь пол (или землю) в низком диапазоне. Все эти необычные ощущения пространственного качества звучания исчезают, как только вы преподниметесь (сядете) из положения "лёжа".

Сообщение отредактировал Земля - Пятница, 13 Ноября 09, 02:17
 
GulbeshekerДата: Пятница, 13 Ноября 09, 08:53 | Сообщение # 24
Группа: Пользователи
Сообщений: 436
Статус: Offline
Земля, может, вы и правы. Но на данном жизненном этапе такой способ прослушки (который Вы и ругаете) мне очень помогает.
Ну и потом зачем же музыку обеднять? Она ведь влияет не только на психику (душу, если хотите), но и на интеллект. Что же в этом плохого, если я захочу свое восприятие сделать еще более сложным многогранным?
А что до рационального восприятия, то привыкла я так, ибо отношусь к интеллигенции научной. Привыкла все умом понимать и не доверять чувствам. А Вы, наверное, к творческой, да? Вот Вам и разница в восприятии.


Лучше промолчать и показаться дураком, чем заговорить и развеять все сомнения.
(Марк Твен)
 
ProsperoДата: Пятница, 13 Ноября 09, 09:36 | Сообщение # 25
Группа: Проверенные
Сообщений: 77
Статус: Offline
Земля, рассказывая о "Слушание врост, на цыпочках", откровенно издевается над поставленным в теме вопросом )).
------
Я чаще всего слушаю на работе: трамвай едет, в наушниках музыка, мысли разные в голове... Просто нирвана какая-то получается.


Сообщение отредактировал Prospero - Пятница, 13 Ноября 09, 09:39
 
ЗемляДата: Пятница, 13 Ноября 09, 09:49 | Сообщение # 26
Группа: Проверенные
Сообщений: 2962
Статус: Offline
Quote (Gulbesheker)
Ну и потом зачем же музыку обеднять? Она ведь влияет не только на психику (душу, если хотите), но и на интеллект. Что же в этом плохого, если я захочу свое восприятие сделать еще более сложным многогранным?

Так я и полагаю, что всё наоборот. Рациональный подход обедняет восприятие. ... Возьмите сцены из фильма "Сталкер". Сталкер там - это как бы носитель иррационального, а его спутники - рационального. Рационалисты всегда видят кратчайший путь к цели и хотят им и идти - напрямую (что уж там мудрить да выдумывать то!). А Сталкер не даёт и всёй своей показывающий ужас реакцией заражает и спутников-рационалистов своим бесконечным иррациональным видением вещей.
Т.е., например, для AlesDePro любая мелодия Моцарта - это верх простоты и примитива, рядом с Димой Биланом стоящая, а для Сталкера загадка за семью печатями есть. И загадку эту Сталкер предлагает разгадывать не рациональными способами, а трудом интуиции, так сказать, как будто бы, который вовсе и не должен приводить к конечноу результату (к получению ясного ответа на все вопросы).
Примерно так вот.

Разницу между рациональным и художественным подходами можно хорошо прочувствовать, если просмотреть-прочитать какую-нибудь инструкцию по эксплуатации сложного технического изделия, а потом выслушать объяснения своими словами какого-нибудь дяди генерал-капитана внешних войск. Этот капитан-генерал, возможно, будет использовать очень ограниченный набор общеизвестных слов и примитивнейших словопостроений, но так, что, смысл сообщений будет ясен и понятен вам с первого раза. И всё благодаря художественности иррационального.

А теперь, друзья, вопрос: могли бы вы изобразить инструкцию по пользованию, например, утюгом средствами музыки? На пианино, например? Без нот.

Добавлено (13 Ноябрь 09, 09:49)
---------------------------------------------

Quote (Prospero)
Земля, рассказывая о "Слушание врост, на цыпочках", откровенно издевается над поставленным в теме вопросом )).

Нет. Я серьёзно. И по теме. Именно так я и слушаю Адажио из 23-го концерта Моцарта. Стоя навытяжку, как в карауле на Красной площади солдат. Серьёзно. Честно!


Сообщение отредактировал Земля - Пятница, 13 Ноября 09, 09:50
 
ProsperoДата: Пятница, 13 Ноября 09, 09:59 | Сообщение # 27
Группа: Проверенные
Сообщений: 77
Статус: Offline
Quote (Земля)
А теперь, друзья, вопрос: могли бы вы изобразить инструкцию по пользованию, например, утюгом средствами музыки? На пианино, например? Без нот.

Получилась ужасно депрессивная штука )).


Сообщение отредактировал Prospero - Пятница, 13 Ноября 09, 10:00
 
GulbeshekerДата: Пятница, 13 Ноября 09, 10:29 | Сообщение # 28
Группа: Пользователи
Сообщений: 436
Статус: Offline
Земля, все так. Я ж не говорю, что это единственный правильный способ прослушки. Можно и так и эдак. Ну не обладаю я еще таким тонким восприятием и душевной организацией, наверное, в силу возраста. Или просто Бог меня обидел.

А рациональный подход уже тысячи раз себя оправдывал. Вся Европейская культура и родилась из рациональности. Можно сколько угодно приводить примеры из фильмов, книг и т.п., но это никак не может дискредитировать рациональный подход. Если Вам надо найти адрес, Вы предпочтете логичное объяснение того, куда идти. Да и с инструкцией тоже пример не очень удачный. Объяснение дядюшки генерала будет, конечно, менее заумным, чем сам текст инструкции, но это не значит, что дядюшкина речь будет построена по законам художественной выразительности или на интуитивных принципах. Все та же рациональность плюс здравый смысл. Ну, может, пара образных сравнений. А может и нет)


Лучше промолчать и показаться дураком, чем заговорить и развеять все сомнения.
(Марк Твен)
 
ТимГенДата: Пятница, 13 Ноября 09, 11:45 | Сообщение # 29
Группа: Заблокированные
Сообщений: 17
Статус: Offline
На такой вопрос как-то неудобно и отвечать. Ведь люди слушают "классическую" музыку, т.е. занимаются серьёзным для них делом. Музыка - это не только отдых и, скорее всего не отдых, потому что слушать музыку значит образно постигать мир. Что ещё очень важно заметить, квинт-классическая, симфоническая, музыка лишена предметного содержания, лишена факта. Она говорит о чувствах, отношениях, характере. Основное эстетическое содержание такой музыки - установить прямой контакт, от сердца к сердцу, между автором музыки (композитором и, в определенной степени, исполнителем) и слушателем. Передается не знание, а чувство.
Любой вид искусства характеризуется соотношением факта и экспрессии (или импрессии) в предмете искусства. Например, в фотографии превалирует факт. Симфоническая музыка - это самый абстрактный вид художественного творчества. Повторяю, она не имеет дела с фактами, она изучает чувственное отношение к фактам и явлениям. В этом смысле, музыка - самый высокий вид искусства.
Слушая музыку, конечно, можно сообразно с настроением, ей навеваемым, симулировать его какими-либо картинами или явлениями. Например, Соната №14 Бетховена воспринимается всеми по-разному - от освещенного луной ровного водного пространства до страстного и гневного протеста, спора с богом. Но вовсе не требуется "понимать" о чем эта музыка. Она у каждого о своем.
Я, например, когда слушаю музыку, слежу за красотой мелодии, за композиционными приемами, за особенностями инструментовки, в общем, просто слушаю. У меня выработался такой приём - я стараюсь услышать каждый инструмент в оркестре, все инструменты сразу. Часто возникает особое, пространственное ощущение музыки (не оркестра, а именно объёмность музыки), что доставлет особое удовольствие. Оценка музыки придёт своим чередом по окончании прослущивания.
В заключение, как обычно, прошу меня извинить за наглость, если всё, что я сказал - сплошная банальщина. Но может быть, кто-нибудь извлечёт пользу из моих слов. Хоть один человек...
 
GulbeshekerДата: Пятница, 13 Ноября 09, 12:37 | Сообщение # 30
Группа: Пользователи
Сообщений: 436
Статус: Offline
ТимГен, я, разумеется, извлекла пользу для себя. Спасибо. Ничего банального в Ваших словах не вижу.
Но с огорчением замечаю, что только ленивый меня еще не покритиковал меня за постановку вопроса!

Quote (ТимГен)
На такой вопрос как-то неудобно и отвечать.

Я же уже объяснила, почему и для чего задала этот вопрос. Или товарищи просто невнимательно читают комменты? Кто еще бросит камень?)


Лучше промолчать и показаться дураком, чем заговорить и развеять все сомнения.
(Марк Твен)
 
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Как нужно слушать классику? ("Майский день, именины сердца" или тяжкий труд?)
Поиск:


Хостинг от uCoz