Итак... Форма сонатного аллегро. Очень распространённая форма, в которой писали большинство первых частей концертов, симфоний, сонат и пр. Основная идея и интрига - это сопоставление (противопосавление) двух разных по характеру тем внутри одной части, главной и побочной.
Тут можно скачать запись 40 симфонии Моцарта (оркестр Берлинской филармонии, дирижер Карл Бём). Я расскажу на какой минуте\секунде что происходит.
Мы знаем, что форма сонатного аллегро состоит из 3х разделов: эксозиция, разработка, реприза.
Экспозиция.
Начинается с первой секунды . Всем известная тема из сотовых телефонов, это тема главной партии 1 части симфонии.
С 53 секунды характер меняется и появляется другая тема - это побочная партия. Вот именно на этих темах и построена вся первая часть симфонии.
2:08 начинается повтор экспозиции. (В некоторых случаях экспозицию не повторяют.) Повтор без изменений, в нотах даже просто пишут знак повтора.
Разработка.
4:19 - 5:34 У Моцарта разработки довольно короткие по времени. В данном случае композитор решил развивать главную партию. Сравните как они отличаются. В экспозиции тема идет в одной тональности, а в раработке тональность на протяжении 20 секунд меняется несколько раз. После чего, если внимательно прислушаться тема проходит попеременно у скрипок и виолончелей. В результате вроде бы та же тема звучит совсем в другом характере. Думаю большинство услишит в этом разделе некую борьбу, преодоление...
Реприза:D
5:34 С этого момента начинается реприза, это не сложно услышать т.к. тема опять звучит в "нормальном" виде, но с 5:58 слышно что изменения всё-таки есть (по сравнению с экспозицией). Интересно, что в этой симфонии реприза начинается в той же тональности что и экспозция (хотя по правилам должно быть в другой) и как раз с 5:58 Моцарт начинает менять тональности и уже побочная партия звучит в другой тональности, чем в экспозиции. Сравните в экспозиции (0:53) и репризе (6:48).
Вот в общем рассказал. Вообще говорить о каждом произведении можно много. Кроме главной и побочной партии есть ещё связующая, заключительная, после репризы может буть ещё небольшой заключительный раздел называется КОДА. Реприза не всегда начинатся сразу, бывает сначала ложная реприза. Короче говоря... несмортя на то, что форма сонатного аллегро является неким эталоном, зачастую фантазия композиторов не укладывается в правила и начинаются исключения и пр. Но основа это две темы, над которыми композиторы всячески эксперементируют в разработке.
Желательны вопросы, на конкретных примерах.