|
Кантаты Баха - историческая справка
| |
dsg37 | Дата: Воскресенье, 02 Июня 13, 19:06 | Сообщение # 1 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 291
Статус: Offline
| Курс американской The Teaching Company «Как слушать и понимать великую музыку» Официальный сайт http://www.thegreatcourses.com/tgc/courses/course_detail.aspx?cid=700 Ссылка на рутрекер http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=213513
Лекция 14. Духовная музыка эпохи барокко, часть 2. Лютеранская кантата.
Мы возвращаемся, к, увы, слишком краткому, исследованию духовных жанров барокко и, пожалуй, что наиболее важно, к влиянию на эти жанры оперы.
Лютеранская кантата – это одноактная религиозная опера, предназначенная для исполнения в качестве части воскресного богослужения. В отличии от оратории, которая представляет собой полную оперу на религиозную тему и не является частью богослужения.
Сделаем небольшой обзор лютеранской литургии и лютеранского церковного хорала. Лютеранская догма придаёт большое значение общему конгрегационному пению (т.е. когда все, собравшиеся на богослужние, поют вместе) на родном языке, с тем, чтобы каждый поклоняющийся мог создать собственные личные отношения с Богом. Музыкой, которую пели общим пением в лютеранском собрании, были церковные хоралы. Лютеранский хорал – это простая песенная мелодия, положенная на библейских стих на немецком языке. Эти лютеранские церковные хоралы на немецком языке стали ядром лютеранской литургии, они составляют базис лютеранского видения, в котором каждый человек напрямую общается к Богу.
Ранее мы говорили об отрывистой и компактной природе любой мелодии, положенной на немецкий текст, в противоположность более тягучей и гладкой мелодии, положенной на текст латинский или итальянский. Будем готовы к тому, что лютеранские хоралы имеют эту компактную и отрывистую структуру, соответствующую немецкому языку, на который положена эта музыка.
Вернёмся к самой лютеранской литургии, воскресному богослужению. Высшая точка лютеранского богослужения – это проповедь, представляющая собой интерпретацию библейского текста, предписанного к чтению в это конкретное воскресенье. Теперь внимание! Проповедью под музыку являлась кантата. Проповедь под музыку, или кантата, предваряла устную проповедь. Музыка конкретной кантаты также основывалась на библейском чтении, предписанном на данный конкретный день и расширяла хорал, написанный на данный текст для данного дня. Иными словами кантата являлась расширенным комментарием основного гимна, который, в свою очередь являлся переложеным на музыку библейским текстом, предназначенным для чтения в данное воскресенье. Таким образом получается очень элегантная и ясная струкрура, состоящая из 4-х взаимоусиливающих частей: а) предписанное библейское чтение, каждую неделю своё; б) церковный хорал, или гимн, в котором положены на музыку главные моменты этого библейского текста – это основной гимн данного богослужения; в) кантата – музыкальное расширение и комментарий к гимну, положенному на библейский текст; г) и, наконец, сама проповедь – вербальная интерпретация библейского текста. Я нахожу это обезоруживающе чётким и ясным со структурной точки зрения.
Прежде, чем начнём говорить о кантатах – этих проповедях под музыку, вернёмся немного назад. Сразу после 30-летней войны, в промежуток где-то с 1650 по 1680 гг., в лютеранской Церкви было две конфликтующие философии по отношению к музыке. Ортодоксальная партия была за то, чтобы использовать все имеющиеся музыкальные ресурсы – солисты, оркестр, хор – всё, что можно, нужно использовать для выражения религиозных моментов в церкви. Пиетисты же не доверяли высоким и изящным искусствам для использования их с целью поклонеия Богу. В конце концов победили ортодоксы и к началу 18 века лютеранская церковная кантата стала одноактной религиозной оперой.
Первым великим «кантатным» поэтом, т.е. первым великим автором либретто к этим религиозным операм, был современник Баха из Гамбурга Эрдман Ньюмайстер (1671-1756). Это был ортодокс, теолог и сильный поэт. И он первый предложил и использовал в своих либретто сплав светских итальянских оперных форм с духовными текстами лютеранского богослужения. Осмелюсь процитировать господина Ньюмайстера, написавшего в 1704 г.: “Если позволите выразиться кратко, то кантата - это ничто иное, как фрагмент оперы, составленный из речетативного стиля и арии”. Таким образом Ньюмайстер хорошо понимал, что текст, который он предоставит композитору, будет допускать выражение в оперном стиле.
Повторюсь, большая разница между кантатой и ораторией в том, что кантата являлась частью воскресного огослужения. Мы подробно остановимся на кантате И.С.Баха номер 140, написанной в 1731 г.
Но сначала несколько слов о господине Бахе – грандиозной личности, достойной гораздо большего внимания, чем я могу уделить ей сейчас. Тем не менее, давайте коснёмся некоторых важных моментов. За свою жизнь Бах имел 5 основных мест работы. 2 из них были при дворцах, а 3 – работы на церкви и муниципалитеты (во времена Баха это была одна и та же работа – если ты работал в церкви, ты работал и на муниципалитет, в котором находилась эта церковь). Конечно лучшим временем для Баха было, когда он работал при дворцах. Прежде всего, у тебя только один начальник – нанявший тебя аристократ. Ты должен развлекать и угождать одному человеку, у тебя меньше «горящих сроков», у тебя нет других обязанностей, кроме сочинения и исполнения музыки. А разве не этим и хочет заниматься композитор?! А вот работать на церкви и муниципалитеты для Баха было худшим вариантом. Это было то, чем он не хотел заниматься, и, конечно же, вынужден был заниматься больше, чем чем-либо ещё. В частности, Бах провёл последние 27 лет своей жизни, работая на церкви и муниципалитет Лейпцига. Там у него было более двух дюжин начальников. Баху, довольно сильной личности, пытаться угождать более чем 20-ти боссам? Нет, только не это!... Ему надо было угодить директору церковной школы, городскому совету Лейпцига, церковному коммитету… Все эти люди начальствовали над его деятельностью. А должностные обязанности Баха… сочинять и исполнять музыку? О нет… Он также должен был руководить хором в 3-х лейпцигских церквях, писать музыку для поклонения и для городских событий. Кстати, это включало в себя написание одной кантаты в неделю на протяжении 6 с половиной лет. И он это делает! Он пишет по одной одноактной опере в неделю в течении шести с половиной лет! В следующий раз, когда нам покажется, что наша работа занимает слишком много времени, давайте вспомним, что должен был делать Бах… Однако его должностные обязанности этим не исчерпывались. Он должен был содержать органы в рабочем состоянии, руководить музыкальным образованием детей в церковных хорах, преподавать им латынь, и т.д. и т.п.! Должно быть Бах пил много кофе – у меня нет этому другого объяснения…
Итак, помимо прочих обязанностей в Лейпциге, Бах должен был сочинять кантаты для воскресных богослужений. Я прочитаю вам пункт 7 из контракта Баха с городским советом Лейпцига, который он подписал в мае 1723 г. Этот пункт показывет нам городской совет Лейпцига как группу с пиетистскими наклонностями. «7. С целью поддержания доброго порядка в данных церквях, мне надлежит составлять музыку таким образом, чтобы она не длялась слишком долго, а также так, чтобы она не звучала по-оперному, но вдохновляла слушателей на посвящение». Ещё раз: “…чтобы она не звучала по-оперному, но вдохновляла слушателей на посвящение”. В чём они видели проблему? Я думаю для них опера была слишком гедонистична, слишком развлекательна. И Бах это подписал. Тем самым солгав... И слава Богу, что он солгал! Потому что его кантаты стоят в ряду величайших оперных шедевров эпохи барокко, да на самом деле и всего Репертуара.
Бах сочинил примерно 350 кантат. В основном духовных, но были среди них и светские. Около 140 кантат, т.е. более 40%, утеряны, около 210 сохранились. После смерти Баха его тщательно каталогизированная библиотека в церкви св. Фомы была разобрана и выброшена в кучи пыли. А бумага, сделанная из дорогого хлопка, была продана в сырные и мясные лавки или садовникам, которые либо заворачивали в неё сыр и мясо, либо обматывали ею фруктовые деревья, чтобы защитить от зимних холодов. Да, вот что произошло со 140 величайшими шедеврами всех времён…
Если говорить только о количестве и о продолжительности, кантаты составляют самую значительную часть всех баховских сочинений. А исполняются они крайне редко! Если спросить какого-нибудь дирижёра почему баховские кантаты не исполняются, в ответ услышим: «Понимаешь, они же для специфического религиозного использования, и вне его они не имеют большого смысла». Это абсурд! Я отказываюсь это понимать. Это как если бы две сотни картин Рембрандта или Пикассо были сохранены, но никогда бы нигде не показывались. У нас есть 210 опер Баха, и они должны быть услышаны! Эти кантаты являют собой невероятный баховский синтез итальянского оперного стиля с серьёзным, глубоким и духовным германским композиторским мастерством.
Далее перейдём к рассмотрению кантаты №140…… ………………………………………………………… Мы успели разобрать только 3 из 7 частей этой кантаты. Но все 7 частей этой кантаты были сочинены, скопированы, вычитаны, отрепетированы и исполнены за промежуток времени в 7 дней. После чего Бах возвращался и начинал весь процесс с начала. Одна кантата в неделю. Он делал это, помимо остальных обязанностей, в течении шести с половиной лет…
Завершим цитатой из Энреста Ньюмана: “В своих кантатах Бах преуспел в объединении эмоциональной значимости как мелодии, так и слов хорала в более крупную структуру, которая стала независимой от хорала и в то же время составляет с ним органичное единство.”
|
|
| |
AntuanFlemondon | Дата: Воскресенье, 02 Июня 13, 19:27 | Сообщение # 2 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 311
Статус: Offline
| Цитата которая стала независимой от хорала и в то же время составляет с ним органичное единство. Вот эту парадоксальность я и имела в виду.Добавлено (02 Июня 13, 19:20) ---------------------------------------------
Цитата Курс американской The Teaching Company «Как слушать и понимать великую музыку» Только американцы смогли придумать такое идиотское название курсу....... Добавлено (02 Июня 13, 19:27) --------------------------------------------- Бах не аспирин...И общих рекомендаций по его "приему" быть не может............................
|
|
| |
dsg37 | Дата: Воскресенье, 02 Июня 13, 20:15 | Сообщение # 3 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 291
Статус: Offline
| Цитата Только американцы смогли придумать такое идиотское название курсу » Так им же его продавать надо. Это только я с трекеров тырю ))) А сам курс хороший, там и нет "рекомендаций по приёму". Если тут будет кантата №140, может попробую забубенить перевод его разбора с аудиовставками.
Сообщение отредактировал dsg37 - Воскресенье, 02 Июня 13, 20:15 |
|
| |
AntuanFlemondon | Дата: Воскресенье, 02 Июня 13, 20:42 | Сообщение # 4 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 311
Статус: Offline
| Цитата Если тут будет кантата №140 Конечно, будет!
|
|
| |
dsg37 | Дата: Вторник, 04 Июня 13, 21:41 | Сообщение # 5 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 291
Статус: Offline
| Дополнение из курса "Бах и позднее барокко". "... Для Баха не было разницы между духовной и светской музыкой. И та и другая, согласно его лютеранской вере, предназначалась для прославления Бога, и та и другая была делом веры с его стороны. Это очень важно!
Не вызывает удивительния, что Бах посвятил книгу хоральных прелюдий, которые являлись церковной музыкой, "Всевышнему Богу". Или то, что он писал в начале рукописей кантат и Страстей буквы J.J., означавшие Jesu Juva (Иисус помоги), а в конце - S.D.G. - Soli Deo Gloria (Только Богу слава).
Но современный читатель может быть озадачен, увидев, что книга для клавишных упражнений, написанная Бахом для своего сына Вильгельма Фридмана, начинается формулой I.N.J. - In Nomine Jesu (Во имя Иисуса). Или узнав, что Бах определил цель basso continuo как "производить хорошо звучащую гармонию во славу Божью и для допустимого восторга духа".
Короче говоря, Бах не видел принципиальной разницы между духовным и светским искусством - и то, и другое предназначено для славы Божьей. Иногда он даже использовал одну и ту же музыку и в светских и двховных произведениях. Для него просто не было разницы.
Один из принципов лютеранства - Лютер верил, что Христос присутствует во всём, всё взаимосвязано. И в это же верил Бах. Вся музыка - это духовное действие. Всё взаимосвязано, поэтому светской музыкальное произведение должно нести в себе всю ту духовную силу, которую бы несло произведение духовное. Всё самовыражаюещее искусство служит Богу. Если я верую, то моя вера транслируется в музыке, которую я сочиняю, будь то музыка для светского использования, или религиозного. Для Баха это одно и тоже! И это его (и вообще северогерманский) главный музыкальный принцип. Сочинение музыки само по себе было священным действием, потому что Христос - во всём.
И мы ощущаем это в музыке Баха. Мы ощущаем его духовность. Это черта его гения - он никогда не относился легко даже к маленькому музыкальному кусочку. Даже упражнения, написанные для его детей, полны той же серьёзности, тем же ощущением большого искусства, тем же уровнем концентрации, что и его величайшие шедевры. Бах никогда не отступал от этого принципа, никогда не сочинял, спустя рукава. И главной эмоциональный подоплёкой такого отношения было то, что ко всему надо было относиться серьёзно, потому что всё являлось делом веры, т.к. во всём - Христос.
|
|
| |
|
|